Business Reforming Group
время чтения: 6 минут

Школа бизнеса: как получить практические навыки,
а не диплом?

Выбирая бизнес-школу, нужно заранее понимать, что вы хотите получить, и что вы в принципе можете получить от традиционного бизнес-образования. О том, кто и как пытается обучать предпринимателей, - мы расскажем в этой статье.
1

Для чего Вам бизнес-школа?

Со всех сторон Вам в уши жужжат, что в наши дни учиться нужно все время. Если Вы «сидите на попе ровно», а ваши конкуренты постоянно осваивают и применяют новые навыки, уже через пару лет ваше отставание может стать критичным. Бойтесь!

Раньше знания накапливали годами и преимущественно на личном опыте. Сейчас информации стало столько, что всего не перепробовать. Свято место пусто не бывает, - родился консалтинг. Но так как глупости в мире консалтинга существенно больше, чем здравого смысла, то и распространяется она эффективнее. Дурь, в принципе, множится быстрее. Поэтому сейчас отыскать что-то ценное среди обилия бестолковых «бизнес-знаний» – уже целое искусство.

Естественно, проблема не обошла и школы бизнеса. Программы бизнес-школ в том виде, в котором их годами пересказывают профессора по экономике, в большинстве своем устарели еще до их создания. Многие инструменты, классификации, кейсы, которые в менеджменте были признаны классикой и до сих пор хорошо "заходят" студентам экономических вузов для общего развития, практикам бизнеса способны оказать такую же пользу, как старый компьютер Pentium 1.

Для развития усидчивости, для кругозора, для сдачи экзамена – эти знания - то, что нужно. И если перед вами стоит задача – получить престижный диплом для себя или своего ребенка – вы можете выбрать любую бизнес-школу с классическим подходом и за 2-5 лет обучения «купить себе диплом в рассрочку». Если же перед вами практическая задача – получить знания для того, чтобы поднять эффективность своего бизнеса и зарабатывать больше денег – учиться придется по-другому.

2

Чему учат в бизнес школах?

Классическая, "современная" программа бизнес школы состоит из теории и практики. К теории относятся различные методики управления или приемы маркетинга, которые в свое время стали известными, прогремели в научном сообществе, привлекли интерес публики и заработали пару престижных премий.

Чаще всего, передовая мысль, теперь ставшая классикой, в момент своего появления являлась ответом на ошибки предыдущего популярного подхода – за счет чего и вызвала бурную реакцию публики, войдя в историю. Теперь это уже не представляет интереса. Зато в подробностях описано, и пересказывается на каждом углу.

Менеджмент и бизнес-образование, как и все остально, тоже подвержены влиянию моды. Когда-то все были увлечены Административной школой, основатели которой изучали преимущественно механику организации труда. Затем внимание переключилось на, так называемую, школу Человеческих отношений, которая отдавала приоритет вовлеченности персонала. Оттуда мода ушла в бихевиоризм, где на первый план вывели логичность выплаты зарплат, и далее, - к школе маркетинга, адепты которой утверждали, что важнее всего стратегия продвижения товара и его позиционирование – а люди вообще второстепенны.

Этот короткий экскурс, припудренный деталями и историческими примерами, в бизнес-школах растягивают на пару лет изучения и преподносят как базу бизнес-образования – культурный минимум. Очень много громких имен и "методик" с брендовыми названиями сопровождают любую обучающую программу, придавая ей красоту и «научный вес».

Вторую часть классической программы бизнес-школы обязательно составляют кейсы – практические примеры из жизни известных компаний. Разжевываются ситуации, когда "великие" сталкивались с проблемами, а затем искали и находили умные реше-ния. Эти истории из мира бизнеса (как история искусств или истории геополитики) помогают увидеть некоторые аналогии и закономерности в логике принятия решений в бизнесе. И если ваша аналоговая часть мозга прекрасно работает, проводя параллели между вашей ситуацией и чужими бизнесами, некую ценную информацию из кейсов вы извлечете.

Главный подвох кейсов состоит в том, что в бизнесе многое зависит от размеров и бюджетов, которыми компания располагает. То, что хорошо для корпораций, вроде Pepsi или Shell, часто неприменимо, а порой и вредно для малого и среднего частного бизнеса. Например, спонсорство мероприятий. Все крупные игроки обожают спонсорство, как вид рекламы, а для малого бизнеса – это выброшенные деньги. И таких примеров масса. Поэтому велика вероятность попасть не туда.


Если мы говорим о малом и среднем бизнесе – бизнесе, который держится на плечах одного-двух предпринимателей, состоит из штата от 5 до 500 человек и продает не на весь мир – для владельцев таких структур, бизнес-образования на рынке попросту нет.
На российском рынке существуют супер-модные школы для молодых и перспективных ребят-бизнесменов. На ярких массовых мероприятиях еще более яркие парни мотивируют молодежь порвать всех вокруг и готовят завтра же заработать «свой первый ярд денег». Это такая тусовка, где участников зомбируют ощущением собственной крутости и учат ходить с высоко поднятой головой – « Ты же бизнесмен, блин! Вступай в клуб!»

При этом, справедливости ради, стоит отметить, что некоторые простые инструменты, например, техники продаж, здесь преподносят даже лучше, чем в классических школах бизнеса. Да и социальная польза есть – развивают культ предпринимательства, как-никак.

Только вот нормального предпринимателя, не начинающего, который уже что-то видел и что-то в жизни попробовал, в такое образовательное учреждение уже не затащишь – мотивация и шоу ему уже не интересны, а смыслового содержания там для него маловато.

3

Два подхода школ бизнеса:
обучение в теории и на практике

Безусловно, теорию учить полезно. Вопрос в том, что сам путь классического обучения, хоть в бизнесе, хоть в инженерном деле, хоть в медицине – очень трудозатратный, а КПД у него крайне низкое. Слишком много смежных дисциплин необходимо изучить.

Для бизнеса, теоретическое обучение вообще плохо. Можно сказать – неприменимо. Ведь у предпринимателя цели всегда максимально практические, срочные. Ему нужны немедленные ответы как поступить именно сейчас и в конкретно его ситуации.

Кто быстрее научится чинить телевизор – тот кто, сначала будет 4 года учить историю и теорию физики на физфаке МГУ, или тот, кто в течение месяца-двух под руководством инженера-практика каждый день будет собирать и разбирать технику? Ответ очевиден. Второй обучается на практике и только тому, что ему необходимо. Не забивает голову всем подряд, что косвенно относится к теме.

Так работает и наш мозг – он обучается и меняет свою структуру, когда вы совершаете действия. Мозгу плевать на информацию, которую вы не применяете тут же и не получаете от нее мгновенного результата.

Вся информация, которой вы не пользуетесь – отсеивается.
И эволюционно это правильно. Мозг сохраняет только то, что выгодно для жизни.
Тем не менее, если вы интересуетесь бизнесом, как искусством, и вам принципиально хочется быть магистром в этой сфере, а также познакомиться с интересными людьми на занятиях – вот небольшой рейтинг бизнес-школ с насыщенными и престижными программами.

Рейтинг бизнес школ
(на наш субъективный вкус)

  • 1
    Сколково бизнес школа
  • 2
    Школа бизнеса Синергия
  • 3
    Школа бизнеса МГУ
  • 4
    Гарвардская школа бизнеса
  • 5
    Международная школа бизнеса
Любое образование полезно. Просто оно полезно в разной степени по соотношению затраченного времени и денег к конечному результату. Ведь затраты нужно окупить. В обучении бизнесу рентабельность измеряется в деньгах и высвободившемся времени.
4

Школа управления бизнесом
с обучением «в бою»

Перед вами ваш бизнес. Он может быть совсем небольшой, зарождающийся, или уже зрелый, и кормит вас с десяток лет, но неизменно любимый и отнимающий уйму вашей энергии и времени. Чему хочет обучиться основатель и руководитель компании, чтобы ему стало жить проще, денег было бы больше, а перегрузок на работе и выгорания не было бы совсем?

Мы задаем этот вопрос с 2001 года предпринимателям разных мастей и возрастов. И неизменно получаем ответы, как две капли воды похожие друг на друга. Вот самые популярные:


№1. Как поднять продажи и зарабатывать больше?

№2. Что сделать с людьми, чтобы они работали, а не прохлаждались?

№3. Как развивать бизнес, но чтобы не все делать самому?


Никто из бизнесменов не стремится изучить архитектуру систем управления или пирамиду потребностей работников по Маслоу. Тем кто работает – нужен результат.

Вопросы, которые задают собственники, вроде простые. Но ответить на них односложно нельзя. Нельзя сказать: «А вот так». Точнее ответить-то можно. Для каждого вопроса есть быстрый и долгий ответы: один предлагает косметические меры, другой – структурные.

Косметические и структурные меры

  • 1
    Как поднять продажи и зарабатывать больше?
    Косметическое решение: вложить больше денег в рекламу
    Структурное решение: выстроить систему продаж
  • 2
    Что делать с людьми, чтобы они шевелились?
    Косметическое решение: отправить на мотивационный тренинг
    Структурное решение: найти и исправить ошибки в системе управления, мотивации, поощрения
  • 3
    Как развивать бизнес?
    Косметическое решение: копировать шаги конкурентов по принципу «хуже не будет»
    Структурное решение: определить перечень конкурентных расходов, после чего планомерно защищать свою нишу, увеличивая порог входа туда для конкурентов

Попытки разбирать долгие ответы в рамках классической бизнес школы, на занятиях и лекциях, или копаться в них их на консультациях привели нас к выводу, что формат для такой работы должен быть другим.

Обучение в бизнесе должно отвечать логике устройства мозга – получать знания надо неотрывно от практики. Предпринимателю необходимо не изучать как, а самостоятельно внедрять в своем бизнесе алгоритмы улучшений. Пошагово, аккуратно. Порядок их внедрения должен быть полностью описан, а риск допустить ошибку - сведен к минимуму. Конечно, нужна возможность задавать вопросы компетентному куратору.

Чтобы визуализировать бизнес-образование, идеально подходит айсберг. Верхушка – пласт знаний, который искусственно наращивается, приукрашается, и доступен массам. Подводная часть – истинные знания, которые не лежат на поверхности и недоступны постороннему взгляду. Они неочевидны для наблюдающего, непонятно, как их изучить и на сколько глубока проблема.

Как корабли тонут, задевая подводную невидимую часть айсберга, так и бизнесы сдуваются и закрываются по причинам четко определенным, но очевидным далеко не каждому.


5
Школа владельцев бизнеса
Business X-FILES
Подробнее о том, как мы вышли на формат школы Business X-FILES, вы можете почитать здесь. Для дотошных людей мы рассказываем весь свой путь и объясняем, почему наш вывод оказался именно таким.

Формат этой бизнес-школы закрытый: мы не собираемся вместе, не обсуждаем материал в группах, не заряжаем никого тонусом. Этот формат не для молодежи 20+, а для людей более опытных, которые могут воспринимать информацию не только на слух, но и читая.

Обучение (а правильнее сказать - самостоятельная работа по наведению порядка в собственной компании) происходит по инструкциям. Каждый шаг подробно и последовательно описан в так называемых «дорожных картах». Это удобно, потому что вы видите и понимаете весь комплекс структурных изменений, необходимых бизнесу сразу, но внедряете их последовательно. Вы знаете, в какой точке пути вы находитесь, можете выбирать приоритетные для вас этапы или откладывать неактуальные. Обучение проходит дистанционно, без отрыва от работы, без расписания занятий. В сугубо вашем темпе. Вы учитесь, пробуете, и когда надо, - задаете вопросы куратору.

Программа Business X-FILES – это пошаговый алгоритм наведения порядка в управленческой структуре частной компании. По сути, это инструкции по управлению для владельца бизнеса. Написанные на вашем языке и объясняющие, как решить именно ваши проблемы. Начиная с технологий повышения продаж и установки контроля над процессами и подчиненными, заканчивая правилами выстраивания управленческой структуры и делегирования полномочий. И конечно, эффективные приемы защиты от манипуляций и мошенничества, чтобы вы жили спокойно с вашими любимыми работниками.

КПД и результативность обучения по инструкциям Business X-FILES для собственников максимальна из всех обучающих продуктов, присутствующих на рынке. Мы заявляем это потому, что постоянно изучаем среду и знаем, что аналогов в России нет.

Предупреждаем заранее, что это не обучение, чтобы поднять тонус, получить диплом или развеяться – это спецкурс в реальных, боевых условиях. Он поменяет ваш взгляд на управление бизнесом на 180 градусов и вскроет для вас всю подводную часть айсберга, которая вас неприятно удивит.

Вам придется напряженно работать, и принимать реальные меры для оздоровления бизнеса. Придется увольнять и портить с кем-то отношения. Это не развлечение. Но это шаг с результатом на всю жизнь.

В качестве небольшого примера, можете послушать фрагмент ответов на вопросы, поступающие от участников программы:


Развитие продаж
Статья подготовлена
Аналитиками BRG
Ценность знаний, вложенных в программу, по оценкам нашим клиентов – от 300 т.р. до «бесценно!». Реальные тарифы начинаются с 35 и заканчиваются 85 т.р. за курс с годовой поддержкой внедрения всех описанных инструментов. Подробное описание обучающей программы, при желании, вы можете изучить здесь. По запросу мы сможем выслать вам содержание инструкций, чтобы показать какие вопросы будут затронуты.
Тарифы "Программа Business X-FILES"
полный обучающий курс по программе длится 1 год
половина курса длится 5 месяцев
Первая часть Business X-FILES
Построение Системы Продаж




без поддержки внедрения


30 000 р.
Первая часть Business X-FILES
Построение Системы Продаж




с полугодовой
поддержкой внедрения

50 000 р.
Две части Business X-FILES
Построение Системы Продаж
+ Построение Системы
Управления


с годовой
поддержкой внедрения

85 000 р.
Заказ программы:
При желании Вы можете оплатить обучающую программу со счета юридического лица как информационно-консультационные услуги
Тариф программы
Мы гарантируем, что это лучший обучающий курс по управлению бизнесом, который вы когда-либо проходили и, вероятно, пройдете в будущем. Поэтому предоставляем безусловную, 100% гарантию возврата средств, если Вы сочтете, что программа не принесла вам пользу.

На вопросы по телефону мы тоже отвечаем квалифицированно:

8 (812) 577-4445
8 (812) 577-4985
Читайте также в нашем блоге:
Made on
Tilda