Классическая, "современная" программа бизнес школы состоит из теории и практики. К теории относятся различные методики управления или приемы маркетинга, которые в свое время стали известными, прогремели в научном сообществе, привлекли интерес публики и заработали пару престижных премий.
Чаще всего, передовая мысль, теперь ставшая классикой, в момент своего появления являлась ответом на ошибки предыдущего популярного подхода – за счет чего и вызвала бурную реакцию публики, войдя в историю. Теперь это уже не представляет интереса. Зато в подробностях описано, и пересказывается на каждом углу.
Менеджмент и бизнес-образование, как и все остально, тоже подвержены влиянию моды. Когда-то все были увлечены Административной школой, основатели которой изучали преимущественно механику организации труда. Затем внимание переключилось на, так называемую, школу Человеческих отношений, которая отдавала приоритет вовлеченности персонала. Оттуда мода ушла в бихевиоризм, где на первый план вывели логичность выплаты зарплат, и далее, - к школе маркетинга, адепты которой утверждали, что важнее всего стратегия продвижения товара и его позиционирование – а люди вообще второстепенны.
Этот короткий экскурс, припудренный деталями и историческими примерами, в бизнес-школах растягивают на пару лет изучения и преподносят как базу бизнес-образования – культурный минимум. Очень много громких имен и "методик" с брендовыми названиями сопровождают любую обучающую программу, придавая ей красоту и «научный вес».
Вторую часть классической программы бизнес-школы обязательно составляют кейсы – практические примеры из жизни известных компаний. Разжевываются ситуации, когда "великие" сталкивались с проблемами, а затем искали и находили умные реше-ния. Эти истории из мира бизнеса (как история искусств или истории геополитики) помогают увидеть некоторые аналогии и закономерности в логике принятия решений в бизнесе. И если ваша аналоговая часть мозга прекрасно работает, проводя параллели между вашей ситуацией и чужими бизнесами, некую ценную информацию из кейсов вы извлечете.
Главный подвох кейсов состоит в том, что в бизнесе многое зависит от размеров и бюджетов, которыми компания располагает. То, что хорошо для корпораций, вроде Pepsi или Shell, часто неприменимо, а порой и вредно для малого и среднего частного бизнеса. Например, спонсорство мероприятий. Все крупные игроки обожают спонсорство, как вид рекламы, а для малого бизнеса – это выброшенные деньги. И таких примеров масса. Поэтому велика вероятность попасть не туда.